Газета «Красное знамя» от 28 ноября 2019 года. № 136.

Городские сумасшедшие

Мои первые впечатления о молодом театре

 

    В этом году театр «Парафраз» отметил тридцатилетие. Как быстро время летит! Хочу поделиться коротким своим воспоминанием о том далеком времени, о своих первых впечатлениях от театра. Вставить свои пять копеек в юбилейную тему.

 

БЫЛО ВРЕМЯ

    Я ПРИЕХАЛ в Глазов тридцать лет назад в год возникновения театра. Подружился с Владимиром Дерендяевым. Помню удивительные его рассказы о строительстве здания на Парковой. Кто пережил лихие девяностые, никогда не забудет, как выживали люди - заводы не работали, зарплату не платили. А в это время какие-то лицедеи затеяли строительство здания театра. Без средств к существованию, без денег, без особой надежды, на голом энтузиазме сутками пропадали на стройке с горящими глазами. Обыватели вертели пальцами у виска - городские сумасшедшие. И были правы. Только сумасшедший не будет прогибаться под изменчивый мир. И чем сильнее этот мир давит на него, тем настойчивее он смеется ему в лицо.

    Впервые я оказался на спектакле «Любви хочется, аж зубы сводит». Так искренне, от души не веселился, наверное, с детства. И сразу влюбился в театр.

    Воспользовавшись случаем - двадцать лет назад (боже, как давно это было!) я подрабатывал в маленькой газетенке ТВС, - решил познакомиться поближе с главным режиссером Игорем Масловым, пришел к нему взять интервью после спектакля по пьесе Григория Горина «Чума на оба ваших дома».

    Спектакль меня удивил. Он был поставлен в несвойственной аскетичной, я бы даже сказал, суровой манере, где средневековые нравы переплетались с нашими. Как-то сразу разговор зашел о вечных ценностях. Маслов говорил, что современные пьесы ему не интересны, они решают мелкие сиюминутные задачи, а ему хочется рассказать о самом главном, что Бог есть любовь. «Важно, - говорил он, - вернуть зрителя к простым, совершенно чётким, незамутненным человеческим понятиям о добре и зле, о том, что есть любовь. Это безумно важно именно сейчас, сегодня. когда лжи так много, когда ложь становится лейтмотивом человеческих отношений».

    В шутку и всерьез я заметил, что наше время - это время апокалипсиса. Реакция была мгновенной: «Ну, то, что страшный суд идет - это точно».

    Что еще запомнилось? Он сетовал, что «на постановку спектакля не было выделено ни копейки, то есть надо было решать колоссальное количество проблем» - прямая цитата. Что впервые за всю историю театра билеты проданы на два месяца вперед.

    Речь зашла о гастролях. Он глянул на меня снисходительно-иронично, словно я с луны упал: «Гастроли убыточны, а в бюджете денег нет даже на зарплату».

    Он выглядел утомленным, опустошенным. Тогда еще не было известной фразы «денег нет, но вы держитесь», но ситуация в театре была именно такой все десять лет. И здесь главному режиссеру доставалось больше всех. Все десять лет ему приходи-лось что-то выбивать, доставать, договариваться. А еще ставить феерические, удивительные, наполненные глубоким смыслом постановки. Совмещать несовместимое. Конечно, копилась усталость... Но это уже другая история...

Станислав КРАПИВИН.