"ВИНО ИЗ ОДУВАНЧИКОВ" (16+)

Трагикомическая фантазия по мотивам романа Рэя Дугласа Брэдбери 

Режиссёр-постановщик: Заслуженный деятель искусств Удмуртии Дамир САЛИМЗЯНОВ

 

Спектакль вошёл в Long List Национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска» как один из наиболее выдающихся российских драматических спектаклей сезона 2016−2017 гг. 

 

Спектакль-участник XVI Фестиваля театров малых городов России (г. Новороссийск, июнь 2018). Дипломы в номинациях: «Лучшая мужская роль» - главный режиссёр театра, Заслуженный деятель искусств Удмуртской Республики Дамир САЛИМЗЯНОВ за роль Дугласа Сполдинга; Приз ассоциации театральных критиков за свободу театрального мышления; Специальный диплом председателя жюри Народного артиста России Игоря СКЛЯРА - артист театра, Народный артист Удмуртской Республики Игорь ПАВЛОВ за роль Тома.


Спектакль-победитель V Межрегионального фестиваля "Театральный АтомГрад" (г. Димитровград, 2019). 
Дипломы в номинациях: «Лучший актёрский ансамбль», «Лучшая мужская роль» -  артист театра, Народный артист Удмуртской Республики Игорь ПАВЛОВ за роль Тома; «Лучшая женская роль второго плана» -  артистка театра Ксения ВОЛКОВА за роль Элен Лумис.

В ролях: Дуглас Сполдинг - Дамир САЛИМЗЯНОВ (Заслуженный деятель искусств Удмуртии); Том (брат Дугласа) - Игорь ПАВЛОВ (Народный артист Удмуртии); Джон (лучший друг Дугласа) -  Евгений ИВАНОВПапа -  Павел ВЕРШИНИНМама, сиделка - Марина АЛИЕВАБилл Форестер - Константин ЦАЧУРИНЭлен Лумис - Ксения ВОЛКОВАМистер Джонас (старьёвщик), Мистер Бентли (покойный муж миссис Бентли) - Иван ВАСИЛЬЕВПавел ШАРЫГИНПродавец обуви - Владимир ЛОМАЕВМелисса - Любовь БЁРДОВА (Народная артистка Удмуртии); Сара - Анна САБУРОВА (Заслуженная артистка Удмуртии); Элис - Елена РЫЖИКОВАДжейн - Александра КОНЬКОВАПрабабушка - Лада ЛУКИНАПолковник Фрилей - Алексей ГЛУХОВМиссис Бентли - Екатерина САЛТЫКОВА, Елизавета Мельникова (студия театра); Музыканты - Светлана МОСКОВКИНА (фортепиано), Сергей ФЕФИЛОВ (труба), Алексей ГЛУХОВ (виолончель).

 

 

Премьера состоялась 10 декабря 2016 года

 


"ВИНО ИЗ ОДУВАНЧИКОВ"

I АКТ 

II АКТ

Приятного просмотра! 


Статьи о спектакле "ВИНО ИЗ ОДУВАНЧИКОВ": 

 

"Вино из одуванчиков" крупными глоткамиУдмуртская правда от 10 марта 2017 года. Автор статьи: Анна Вардугина.

 

ЛЁГКИЕ КАК ПУХ, МЯГКИЕ КАК МАСЛОПетербургский театральный журнал от 11 мая 2017 года. Автор статьи: Оксана Кушляева.


Отзывы о спектакле:

 

Елена(Wednesday, 25 January 2017 21:53)

Очень понравился спектакль, очень трогает тема. Замечательная профессиональная игра!!!

Анна Камашева(Wednesday, 01 February 2017 12:21)

«Театралы - люди особенные. Они точно не похожи на остальных. Так же как и актеры отличаются от людей других профессий, потому что театр – это стиль жизни, определенное к ней отношение, и еще это своеобразная эмоциональная составляющая. За настроением приходят зрители на спектакли, и за обменом эмоциями каждый раз выходят на сцену актеры».
Театр давно стер мои географические границы. За этим особенным чувством соприкосновения душ актера и зрителя я езжу за тысячи километров от дома. Многие считают это сумасшествием, ведь в Ижевске тоже есть театр, да еще и не один. Театры есть, это правда, но, к сожалению, там нет того особенного духа волшебства искусства, так необходимого мне как зрителю. Я уже совсем было отчаялась увидеть что-то профессиональное на подмостках Удмуртии, но глазовский театр "Парафраз" перевернул мое представление. Это наша северная театральная жемчужина. Это театр не по названию, а по духу. Я влюбилась! Влюбилась в режиссуру Дамира Салимзянова. Об этом невозможно рассказать, это нужно прочувствовать. Как книга Рэя Брэдбери - шедевр мировой литературы, так спектакль «Вино из одуванчиков» - шедевр театральной постановки. Спектакль вынимает душу, переворачивает ее наизнанку и возвращает обратно. Нет слов, только ком стоит в горле и хочется как можно дольше растягивать это терпкое послевкусие. Многие ли из нас осознают, что они живут? Не существуют биологически, а живут полной жизнью. «Сперва живешь, живешь, ходишь, делаешь что-нибудь, а сам даже не замечаешь. И потом вдруг увидишь: ага, я живу, хожу или там дышу — вот это и есть по-настоящему в первый раз». Кто-то приходит к осознанию этого в 12, как главный герой – Дуглас, кто-то в 30, а тысячи, десятки тысяч людей не приходят к этому никогда. Вы чувствовали «как под твоей постелью вертится земной шар, если лечь и закрыть глаза»? А слушали когда-нибудь тишину, замечая, «как носится в воздухе пыльца полевых цветов, а воздух так и гудит пчелами»? «В 12 лет так не говорят, но так чувствуют» (с). В сорок лет говорят, но чувствуют лишь единицы. Режиссер и актеры театра «Парафраз» так чувствуют, и я чувствую вместе с ними.

Лариса(Wednesday, 01 February 2017 15:42)

Впервые после долгой разлуки встретилась с театром. Мне достался последний билет на "Вино из одуванчиков". Прекрасная игра актеров, замечательная постановка, все работают слаженно, ответственно. Была приятно поражена уровнем спектакля. Браво всем вам, дорогие парафразовцы! Спасибо!

Вероника Осипова(Thursday, 02 March 2017 20:33)

Наконец-то! Наконец-то я сегодня снова была у вас в гостях! Спектакль гениален! Примерила на себя жизнь каждого героя... И слёзы, и смех, и боль вперемежку с горечью, и радость, и спокойствие, и дикий восторг, и удивление, и детская наивность, и ностальгия, и свет, и чудо каждого дня. А главное - жизнь!!! Спектакль полон жизни!!! Спасибо! Вы все - чудо! Спасибо за радость, за "ощущение себя живым", за осознание своего бессмертия, за машину времени, за поэтическое отношение к сединам... Потрясающая игра актёров. Безумная с сумасшедшинкой(в хорошем смысле)) задумка превратить взрослых в детей. Хотя, по сути мы ими и остаёмся до самого своего конца. Спасибо! Браво! Снимаю шляпу! Потрясающе! Шквал эмоций! Я люблю вас!!!!

Ольга(Sunday, 19 March 2017 06:18)

Может, не так уж всё у нас плохо, если билеты на такой умный спектакль распроданы на 2 месяца вперёд? Помимо привычно высококачественной игры "старых" актеров Парафраза, очень понравился дуэт Ксения Волкова-Константин Цачурин.

Алёна Иванова(Sunday, 26 March 2017 20:12)

Рэй Бредбери. «Парафраз». Д. Салимзянов. «Вино из одуванчиков - пойманное и закупоренное в бутылки лето». Сюжетные линии, диалоги, монологи и реплики вкрапляют нас в сценическое действо. Свет и тьма. Жизнь и смерть. Дети и взрослые. Мудрость веков и начало пути. Постижение тайн человека и неизбежность конца. Сопоставление. Сравнение. Контраст. Незатейливые декорации - стеллажи, полочки, столы, табуретки, чайник и кружечки, книги и всякая нужная мелочь - создают семейный уют. Здесь мама накормит вкусным обедом, папа сыграет на гитаре, а бабушка с дедушкой расскажут были-небылицы.
Взрослые играют детей, а дети взрослых. Перевоплощения образов. Прабабушка. «Никто никогда не умирает, если у него есть дети и внуки». Всё совершенно просто и не надо усложнять. Лейтмотив романа и трагикомической фантазии, завещание передаваемое зрителям к исполнению. «Надо вкусить и от смерти». Заклинание жизни для близких и родных. Глаза щиплют душу, слова уже неуместны, ком подступает к горлу, становится немного не по себе. Яблоки дрябнут, ссыхаются, но, плодонося, вырастают вновь. Так, наверное, не работают, а просто работой живут?! Может быть, Вы особые и Вас поцеловал бог?! Браво, студийцам.
Экзистенциализм, проблемы, вопросы, размышления, собственное видение и объяснения героев. Прислушиваемся. Всматриваемся. Вчитываемся. Оцениваем. Пытаемся сами дать ответы. Удивляемся простоте истин, которые находятся рядом. Замираем. Завораживает неподдельность чувств, эмоций и непринужденная игра. Легкая, трогательная, лиричная постановка, возвращающая нас в детство, где все казалось необыкновенным чистым, волшебным, удивительным и добрым.
Мелькает, с фойе начиная, галерея незнакомых, но милых, задорных и улыбающихся лиц, естественных и непосредственных, беззаботных, любознательных и наивных. «… золотистые цветы, цветы, что наводняют весь мир, переплескиваются с лужаек на мощеные улицы, тихонько стучатся в прозрачные окна погребов, не знают угомону и удержу и все вокруг заливают слепящим сверканием расплавленного солнца».
Дуглас. Вам подвластно все: на фортепиано клавиши перебрать, мелодии в такт по полочкам настучать, прощаться надрывно, собственной грустью разрывая наши души, оглушая тишиной пустоту. За два часа на «Процессе» вывернуть весь мозг. Подсказать мимоходом, что жизнь это хрупкая, заманчивая нежная синьора, быстро увядающая и разлетающаяся как лепестки одуванчика в небытие.
Что остаётся после и для чего тогда пришли мы в этот мир?
Познают, узнают, делятся впечатлениями, удивляются, огорчаются, ощущая себя частью необъятного. Полковник Фрилей. Машина времени. Надо пройти все его пути, чтоб передать другим и почувствовать сопричастность к непрерываемой нити вечности. «Если уж очень повезет, мы сможем путешествовать лет сорок, ну пятьдесят, а для них это пустяки. Вот кто ездит девяносто лет, девяносто пять, сотню, тот самый настоящий путешественник». Почитай корни свои, чтоб уважали тебя, так и хочется вторить братьям.
Фиксируют, запоминают, записывают. «Они видят назад много дальше, чем мы с тобой когда-нибудь увидим вперед». Точно, ненавязчиво, в мимике, взглядах и диалогах подмечена мудрость взрослых и смысл их жизни. Пытаются понять и разобраться в лабиринтах премудростей, где правильных и точных ответов нет, но знающих, что так сказал, если не папа, то бог. Мысли. Чувства. Откровения. Смеются, резвятся, шалят, ссорятся и тузят друг друга.
Том. Присматривается. Озадачивается. Сомневается, но «так сказал папа». Вы как всегда в своём амплуа и он вам к лицу. «Он все трещит и трещит с полным ртом». Как же вы мило выглядите в штанишках и с перышками на голове!
Джон. Что может быть дружбой? «Пф-ф, пффф». Это, когда сидишь на перекладине с другом, разбалтываешь ноги, обсуждая в 101 первый раз только на понятном им языке что-то своё. Друзья уходят как-то невзначай, друзья уходят в прошлое как в заводь, оставляя в сердце родное, тёплое, единокровное. Взгляды, наполненные болью, пропитывают страданием до физической немощности от безысходности.
продолжение следует

Алёна Иванова(Sunday, 26 March 2017 20:14)

продолжение
Элис. «А мне — гребенка»! Ваш рыжий образ как солнышка лучики перепутать невозможно ни с кем. Непосредственный. Яркий. Радужный.
Мелисса. Стоптанные ботиночки, свисающие колготки. Косички. Девчушка с широко открытыми глазами, верящая всем и всему. Вы запоминаетесь в любой роли, в любом эпизоде и здесь без выбора.
Джейн. Колечко. «Мама всегда говорит, что врать нехорошо». Авторитет – основа воспитания, вера есть или ее нет, но так и хочется в ответ подсказать: не сотвори себе кумира. Но поверить в то, что старухи тоже были детьми невозможно, потому что «они детьми не бывают».
Сара. К богу надо прислушиваться, так как он не может врать?! Легко ссылаться нам на бога, когда позиции сдаёшь…
Столько ханжеского лицемерия проглядывается в правдивости свадебного действа. Сколько в вашей игре тепла, юмора и подражания черствости, чопорности поступков взрослых… Вы бесподобны в своих ролях и эпизодах!
Душа, семья, одиночество, дружба, любовь – вечные ценности и бесконечные темы, настолько ярко и метко подмечены в словах, репликах и изречениях, взглядах, жестах и движениях.
Детворе любопытно все, что окружает их вокруг, и они с навязчивой неосторожностью постигают жизнь, открывая её как странички книжки, веря в мечту, родителям и бога.
Интересная находка, простота в ней и вкус, мир становится иным благодаря волшебству слов и магии музыки, окутывающей тишиной и покоем нас. Книга как источник вдохновения и воплощения мечты.
Замок. Башмачки. Чашечки. Скороходы – теннисные туфельки. Шаркающий, шамкающий немного брюзжащий продавец обуви с перекошенным лицом застывшего ужаса за очками. Актерское мастерство – искусство перевоплощения с Йозефа К. на продавца. Принять можно, понять невозможно. Как же это происходит в одночасье вдруг?
Мир глазами ребенка. Взрослый глазами детей. Разве, могла быть девочкой миссис Бентли? Хранит она в бережливой аккуратности старые билеты, театральные программы, обрывки кружев, шарфики, железнодорожные пересадочные билеты - приметы и свидетельства прошлого. Вещи придают смысл её жизни, а детям понять ценность их невозможно, поэтому они изумляются происходящим переменам, искренне веря в неизменность своего существования. Цени миг сегодняшнего дня, иного, может быть, не дано, звучит как назидание потомкам. А миссис Бентли постигает истину - «ничего нельзя сохранить навеки».
Остаётся только память. Элен Лумис. Билл Форестер. Одиночество. «…с радостью отдала бы острое словцо или изящный реверанс за друга, который остался бы со мной на субботу и воскресенье лет эдак на тридцать». Любовь. Нежно. Трепетно. Трогательно. Голубой конверт. Смерть. Старьёвщик с мерцающими огоньками, зовущими вдаль, в иной мир и другие измерения. «Смерть — это Душегуб, который подкрадывается невидимкой, и прячется за деревьями, и бродит по округе». Они приходили неслышно. Уходили почти бесшумно. Каждый в свой срок, отмерянный им песочными часами. А песчинки – мгновения жизни, восклицающие, что «Я ЖИВОЙ!».

Юлия Михалева(Thursday, 21 December 2017 09:50)

А ВЕДЬ Я - ЖИВОЙ!

Мы неслись по трассе, лихорадочно поглядывая на часы. В машине висело напряжённое молчание.
- Девочки, - робко сказала Лариса. - Мы едем со скоростью 150 км/час!
- Ну и едь! - нетерпеливо ответили мы, не отрываясь от дороги.
- Просто я никогда этого не делала! - жалобно простонала она, выкручивая баранку.
Дальше мы просто впились глазами в горизонт. И когда перед нами оказывался автобус или тихие "Жигули", все четверо махали руками и кричали в окна: "Мужики, в сторону!!" Вторая машина неслась впереди и также сигналила уступить ей дорогу.
...В театр мы зашли чётким строем, ровно без одной минуты пять. И только уселись - вспыхнули прожектора. )

- Девочки, мы - сумасшедшие! Поехать на ночь глядя. В театр. В ГЛАЗОВ!!
Но таких "сумасшедших ижевских" в зале сидела добрая половина. Потому что в качестве премьеры глазовский Театр "Парафраз" выбрал "ВИНО ИЗ ОДУВАНЧИКОВ"!

Я помню, как читала эту книжку Рэя Брэдбери в детстве, вместе с сестрой. Когда мне самой было ровно столько же, как Дугласу - 12. Когда рядом ещё были настоящие друзья и чудесные бабушки. И уже тогда накатывала совершенно недетская тоска - от ощущения утекающего сквозь пальцы времени. "А бывает так, чтобы всё заканчивалось хорошо?"

А тут - совершенно ВЗРОСЛЫЙ спектакль! И формат - даже не "18+", а где-то "после 30". Потому что когда тебе 18 или даже 25, тебе не приходят в голову такие мысли:
"Если ты - одна, то нет разницы, в каком ты городе. Ты в Париже - и ты всё равно одна! Умная женщина в подарочной упаковке"...

Такое надо выстрадать, накопить за целую жизнь, понять на собственной шкуре. Сквозь все потери и разочарования:
"Да, мне - 72 года. Но отнять у меня детство - вот уж нет!"
"Ты - не эти сундуки с тряпьём и пылью. Ты - нынешняя, сейчас!"
"Раньше я куда-то бегал, что-то делал. А сейчас я понял: я ведь живой!"

Каждый из них - тех, что на сцене - складывает кусочек близкого человека в самое сердце, запоминает и прощается. А потом приходит Человек в плаще с огоньками, накрывает тебя тёмным саваном и свет меркнет...
Оставаться долго в таком напряжении невозможно. И я вижу: то тут, то там зрители тайком утирают слёзы.
И хлопают бесконечно долго. И молчат, выходя на воздух. Потому что слишком глубоко задето сердце!

Дорогой зритель!
Сходи и почувствуй: ты - живой!!

Галина(Sunday, 18 February 2018 16:20)

"Вино из одуванчиков"
это всего второй спектакль, который я посмотрела в "Парафраз" (первым был "Процесс"), поэтому я "новоиспеченный" зритель, но уже навсегда. Была на спектакле 15февраля, но до сих пор меня переполняют эмоции. Перед просмотром спектакля прочитала книгу и поэтому на спектакле еще более свежо и ярко воспринимала образы героев. Я вместе с ними радовалась, удивлялась их открытиям, переживала вместе с ними и плакала. Хочется еще раз глотнуть "Вино из одуванчиков" и пережить все заново. Рекомендую всем посмотреть этот замечательный спектакль. Спасибо всем Актерам за вечер, за эмоции и приятно проведенное время.

Ольга Колесникова(Friday, 24 May 2019 06:28)

Сложно сказать, что вызывает больший восторг: произведение Рэя Дугласа Брэдбери «Вино из одуванчиков» или спектакль-фантазия театра «Парафраз» с одноименным названием. Безусловно, перу великого автора принадлежат образы, истории, мысли, но спектакль в постановке главного режиссера театра Дамира Салимзянова являет миру самую суть, квинтэссенцию, увлекает зрителя и держит на пределе эмоций всё время. И не только в зрительском зале, но и много позже. Надеюсь, что это останется со мной навсегда.

Восхищает всё! Актерский состав: в спектакле задействованы Любовь Бёрдова, Анна Сабурова, Марина Алиева, Александра Конькова, Елена Рыжикова, Игорь Павлов, Евгений Иванов, Павел Вершинин, Константин Цачурин, Владимир Ломаев и другие прекрасные актеры. Восхитительны детали: и цветные стеклышки 10-летнего Тома (Игорь Павлов), которые перебирает он, а меняется мир вокруг для всех зрителей; и великолепные фигурки деревьев и домов, выполненные - предполагаю - в кропотливой технике киригами, и то, что в начале спектакля их «открывают», как открывают книгу, или как будто оператор какого-то фильма погружает нас в атмосферу города, переводя камеру с одного дома или дерева на другие; но и то, как по мере ухода героев их «закрывает» Мистер Джонас (Павел Шарыгин) - как будто «перевёрнута последняя страница». Детали великолепных костюмов и обуви (Елена Попова), телефон (неужели настоящий?) и многое-многое другое помогают раскрыть время, сюжет, образы, характеры героев. Декорации и бутафория (А. Грахов, А. Наговицин, С. Попов, Н. Голик, В. Волков), свет (А. Зорин), инсценировка и сценография (Д. Салимзянов) - всё достойно восхищения! И, конечно, Музыка: животрепещущие звуки фортепиано (Светлана Московкина), виолончели (Алексей Глухов), трубы (Сергей Фефилов) тревожат душу, волнуют и радуют на протяжении всего спектакля - за это отдельное спасибо и режиссёру, и звукорежиссёру (Андрей Кашайских), и музыкантам!
Не вызывает ни сомнения, ни критики возраст актеров, играющих и детей, и пожилых героев: каждый ребёнок видит себя взрослым (всем знакома неоднократно произносимая детьми любого возраста фраза « Я уже большой!»), а по мере взросления все мы понимаем, что меняясь снаружи, душой остаёмся так же молоды. Веришь абсолютно всем: да, это лихой 12-летний подросток, друг Дугласа Джон (Евгений Иванов), а это прекрасная умудрённая женщина 95 лет Элен Лумис (Ксения Волкова), эти молоды и наивны, эти опытны и счастливы воспоминаниями о пережитом.
Монолог о яблоке, падающем во тьму, в книге представлен лишь раз, но многократно произнесённый уходящими в мир иной героями спектакля Элен Лумис (Ксения Волкова), миссис Бентли (Катя Салтыкова), полковником Фрилей (Алексей Глухов) , Прабабушкой (Лада Лукина), он обретает невероятную силу!
Прекрасные монологи и диалоги одни в точности повторяют первоисточник, а другие являются фантазией создателей спектакля: «Конечно, ребёнок в 12 лет не может так говорить, но он может так чувствовать...», - очень верно подмечено, и сразу всё встаёт на места: дети так чувствуют, взрослые так думают, и лишь немногие - самые одаренные и талантливые - об этом говорят, пишут и заставляют задуматься всех остальных.

Известно, что издатель-однофамилец посоветовал Брэдбери, «потянуть за уши» объемную сначала книгу, тогда «...она разорвётся на две части. Каждая вторая [история] выпадет, а оставшиеся займут своё место. Они образуют твою первую книгу, а оставшиеся — продолжение». Дамир Салимзянов - главный режиссёр театра «Парафраз» и исполнитель главной роли Дугласа Сполдинга - виртуозно «потянул за уши» теперь и «Вино...», и перед зрителем предстал спектакль, вобравший всё самое важное. Словно из отдельных бутылочек он перелил солнечный напиток в Кувшин Радости, добавив мудрости, печали, смеха, детской взрослости и молодость души взрослого человека. Получилось удивительно нежное, освежающее, гармоничное, пряное, особое «Вино из одуванчиков» с превосходным букетом Мечты, Дружбы, Искренности и Любви!
Единичный и неповторимый экземпляр...

Андрей Касаткин(Sunday, 05 January 2020 23:30)

Несмотря на то, что спектакль поставлен в 2016 году, считаю, что отправлять его в архив - преступление)